÷ентр интегративной энерготерапии

экхарт толле

–асцвет человеческого сознани€

ќсвежим пам€ть

 «емл€, 114 миллионов лет назад, однажды утром после восхода солнца… —амый первый на этой планете цветок раскрываетс€, чтобы прин€ть солнечные лучи.   моменту этого важного событи€, возвестившего об эволюционном скачке в жизни растений, флора уже миллионы лет покрывала планету. ¬еро€тнее всего, первый цветок прожил совсем недолго, а другие, должно быть, еще на прот€жении длительного времени оставались отдельными и редкими экземпл€рами, поскольку едва ли услови€ благопри€тствовали широкому цветению. Ќо однажды порог был пройден, и вс€ планета зацвела; произошел внезапный взрыв цветени€ и распространени€ ароматов — если, конечно, вообразить, что при этом присутствовало некое воспринимающее сознание, способное это засвидетельствовать.

 ћного позже эти нежные благоухающие создани€, которые мы называем цветами, сыграют ключевую роль в эволюции сознани€ других созданий — людей. „исло их будет расти, и, очарованные цветами, они будут испытывать к ним прит€жение. ¬озможно, в ходе развити€ человеческого сознани€ цветы были первыми объектами, которые люди стали ценить не за их практическую полезность, то есть не за какие-то качества, св€занные с обеспечением выживани€. ќни вдохновл€ли бесчисленных художников, поэтов и мистиков. »исус учит, чтобы мы созерцали цветы и учились у них жить. –ассказывают, однажды Ѕудда давал «безмолвную проповедь» — он держал цветок и созерцал его. „ерез некоторое врем€ один из присутствовавших, монах по имени ћахакашь€па, заулыбалс€. √овор€т, он был единственным, кто пон€л эту проповедь. —огласно легенде, эту улыбку (то есть духовную реализацию) передавали от одного к другому по цепочке поколений двадцать п€ть ћастеров, и спуст€ много лет она положила начало дзен.

 —озерцание красоты цветка может хот€ бы ненадолго пробудить людей к тому, чтобы видеть и ту красоту, котора€ €вл€етс€ основой их собственной сокровенной сути, видеть свою истинную природу. ѕервый акт узнавани€ красоты был одним из самых значительных событий в эволюции человеческого сознани€. „увство радости и любви имеет внутреннюю св€зь с этим узнаванием. ћы еще даже не успели до конца этого пон€ть, а цветы уже стали дл€ нас формой выражени€ того, что есть в нас самих, — формой выражени€ наиболее возвышенного, сокровенного и абсолютно бесформенного. ÷веты, быстро исчезающие, менее весомые и более нежные, чем сами породившие их растени€, стали посланниками иного мира, мостиками между миром физических форм и миром отсутстви€ форм. ” них есть не только тонкий и при€тный аромат, от них веет еще и благоуханием мира духа. ѕонима€ слово «просветление» шире, чем обычно, мы можем считать по€вление цветов просветлением растений.

 ћожно сказать, что «просветление» произойдет со всеми формами жизни во всех област€х — минеральной, растительной, животной или человеческой. ќднако €вление это чрезвычайно редкое, поскольку представл€ет собой не просто эволюционное движение: оно содержит в себе элемент прекращени€ непрерывности, разрыв в эволюционном движении, скачкообразный переход на совершенно иной уровень —ущего и, самое главное, уменьшение материальной составл€ющей.

 „то может быть тверже и прочнее камн€, самой плотной из физических форм? », тем не менее, некоторые камни, претерпева€ изменени€ молекул€рной структуры, превращаютс€ в кристаллы и станов€тс€ прозрачными дл€ света. „асть углерода при невообразимой температуре и давлении превращаетс€ в алмазы, а другие т€желые минералы — в драгоценные камни.

 Ѕольшинство ползающих рептилий, более всех остальных прив€занные к земле, миллионы лет оставались неизменными. Ќо у некоторых из них со временем сформировались перь€ и выросли крыль€, и, бросив вызов силе земного прит€жени€, так долго удерживавшей их на земле, они превратились в птиц. ќни не стали ползать или ходить лучше, у них просто отпала необходимость в этом.

 ÷веты, кристаллы, драгоценные камни и птицы с незапам€тных времен имели особое значение дл€ духа человека.  ак и все остальные формы жизни они €вл€ютс€ временными про€влени€ми лежащей в их основе единой ∆изни, единого —ознани€. ќсобое значение и то прит€жение, очарование, чувство родства , которые вид€т и чувствуют в них люди, может быть следствием присутстви€ у них бесплотного, бестелесного качества.

  ак только в человеческом воспри€тии по€вл€етс€ определенна€ степень ѕрисутстви€, поко€ и бдительного внимани€, люди начинают чувствовать божественную жизненную суть, единое —ознание или дух, живущий в каждом существе, в каждой форме жизни. ќни осознают их единство и родство со своей собственной сутью и поэтому люб€т их как самое себ€. ќднако до тех пор, пока это не случитс€, люди так и будут видеть лишь внешние формы, не осознава€ их внутренней сути, как не осознают собственной, так и будут отождествл€ть себ€ со своими физическими и психологическими формами.

 √л€д€ на цветок, кристалл, драгоценный камень или птицу, любой человек может в какой-то момент почувствовать, что в них есть нечто помимо только физической формы. „еловек может даже не понимать, что именно в этом и кроетс€ причина, почему он испытывает к ним такое влечение, чувствует с ними такое родство. ¬ силу своей неземной природы их форма уже меньше заслон€ет живущий в них дух, чем в случае с другими формами жизни. »сключением из них €вл€ютс€ лишь новорожденные формы жизни — дети, щенки, кот€та, €гн€та и т.д. ќни такие хрупкие, нежные, еще не утвердившиес€ в материальном мире. —квозь них все еще светитс€ та невинность, сладость и красота, что не от мира сего. ќни привод€т в восторг даже относительно черствых людей.

 ѕоэтому, если ты бдителен и созерцаешь цветок, кристалл или птицу, не дава€ им никакого рожденного в уме названи€, то дл€ теб€ они станов€тс€ окнами в мир отсутстви€ форм. Ёто твой внутренний, хот€ и узкий, просвет в царство духа. ¬от почему с древних времен эти три «просветленные» формы жизни играли такую важную роль в эволюции человеческого сознани€; вот почему, к примеру, драгоценный камень в цветке лотоса €вл€етс€ центральным символом буддизма, а белый голубь символизирует —в€той ƒух в христианстве. ¬се это врем€ они готовили в люд€х почву дл€ более глубокого сдвига планетарного сознани€, которому предначертано произойти. Ёто — то духовное пробуждение, чему мы сейчас становимс€ свидетел€ми.

 


ћонах с потными ладон€ми

ћонах по имени  асан — учитель дзен — был приглашен на похороны важной персоны, чтобы исполнить определенные об€занности. ќжида€ прибыти€ губернатора провинции и прочих господ и дам, он заметил, что ладони у него стали влажными.

Ќа следующий день он созвал учеников и объ€вил, что еще не готов быть насто€щим учителем. ќн объ€снил им, что способность одинаково держатьс€ перед любым человеком, будь то нищий или король, еще не достаточно в нем развита. ќн еще не готов смотреть сквозь социальные роли и концептуальные личности и видеть в каждом человеке одну и ту же природу быти€. «атем он ушел в ученики к другому мастеру. ¬осемь лет спуст€ он вернулс€ к своим ученикам, став просветленным.

 

—частье как роль против истинного

счасть€

« ак дела?» — «ќтлично. Ћучше не бывает».

ѕравда это или ложь?

¬о многих случа€х счастье — это исполн€ема€ роль. ѕри этом за внешней улыбкой скрываетс€ много боли. ƒепресси€, срывы, неадекватные реакции — это общие €влени€, когда си€ющей белозубой улыбкой прикрываетс€ состо€ние глубокого несчасть€, когда есть отрицание — иногда даже самого себ€.

«ќтлично» — это роль, исполн€ема€ эго, и в јмерике она получила большее распространение, чем в других странах, где выгл€деть несчастным — почти нормально, и поэтому социально приемлемо. ¬озможно, это преувеличение, но мне рассказывали, что в столице одной северной страны вас могут арестовать, если на улице вы будете улыбатьс€ незнакомым люд€м.

≈сли ты чувствуешь себ€ несчастным, первое, что тебе нужно сделать, — признать, что это есть. Ќо не говори: «я несчастен». Ёто не имеет ничего общего с тем, кто ты есть. —кажи: «я чувствую себ€ несчастным». «атем исследуй это. ¬озможно, к этому имеет отношение кака€-то ситуаци€, в которой ты оказалс€. ƒл€ того чтобы ее изменить или вытащить себ€ из нее, тебе может понадобитьс€ предприн€ть какое-нибудь действие. ≈сли ты ничего не можешь сделать, повернись к ситуации лицом и скажи: «Ќу, хорошо, пр€мо сейчас есть то, что есть. я могу либо прин€ть это, либо чувствовать себ€ несчастным». —итуаци€ никогда не бывает первопричиной того, чтобы чувствовать себ€ несчастным. ѕричиной этого состо€ни€ €вл€ютс€ твои мысли по поводу ситуации. ќсознавай мысли, какие думаешь. ќтдел€й их от ситуации, — она всегда нейтральна, она всегда така€, кака€ есть. ≈сть ситуаци€, или факт, и есть твои мысли по поводу ситуации. ¬место того чтобы сочин€ть интерпретации, придерживайс€ фактов. Ќапример, «я разорен» — это интерпретаци€. ќна ограничивает теб€ и мешает предприн€ть эффективное действие. «Ќа моем банковском счету осталось п€ть центов» — это факт. —той лицом к факту — это всегда воодушевл€ет. ќсознавай то, что твои мысли в значительной мере создают переживаемые тобой эмоции. «аметь св€зь между мысл€ми и эмоци€ми, будь осознанностью, сто€щей за ними.

Ќе ищи счасть€. ≈сли ты его ищешь, то никогда не найдешь, потому что поиск счасть€ — это его противоположность. —частье всегда иллюзорно, но свобода от состо€ни€ несчасть€ достижима пр€мо сейчас. ѕовернись лицом к своему чувству несчасть€ и не создавай о нем интерпретаций. ќно заслон€ет от теб€ твое естественное состо€ние благополучи€ и внутреннего поко€, заслон€ет источник твоего счасть€.

 

–одительство: роль или функци€?

ћногие взрослые, разговарива€ с маленькими детьми, играют роли. ќни произнос€т глупые слова и издают бессмысленные звуки. ќни разговаривают с ребенком свысока. ќни не обращаютс€ с ребенком как с равным. “от факт, что ты пока знаешь больше, или что ты крупнее, не означает, что ребенок не равен тебе. Ѕольшинство взрослых, осознав в какой-то момент жизни, что стали родител€ми, а значит, должны «соответствовать» этому, вступают в одну из самых универсальных ролей. —амый важный вопрос таков: способен ли ты выполн€ть родительскую функцию, и выполн€ть ее хорошо, при этом не отождествл€€сь с этой функцией, то есть не превраща€ ее в свою роль? Ќеобходима€ часть функции родител€ — это обеспечивать потребности ребенка, смотреть, чтобы он не оказалс€ в опасности и врем€ от времени говорить ему, что делать и чего не делать. ќднако когда родительство превращаетс€ в отождествленность, когда твое самоощущение целиком или в значительной мере выводитс€ из нее, тогда эта функци€ легко приобретает слишком большое значение, становитс€ преувеличенной и захватывает теб€. —тремление предоставить дет€м необходимое становитс€ чрезмерным и превращаетс€ в баловство. ќберегание их от опасных ситуаций превращаетс€ в сверхопеку, мешающую им самосто€тельно познавать и исследовать мир. –азъ€снение дет€м, что нужно и чего не нужно делать, превращаетс€ в контролирование и авторитарное руководство.

Ѕолее того, отождествленность с ролью родител€ сохран€етс€ и после того, как необходимость в выполнении этих функций отпадает. ¬ этом случае родители не могут перестать быть родител€ми даже когда их ребенок становитс€ взрослым человеком. ќни не в силах отказатьс€ от своей потребности в том, чтобы он продолжал в них нуждатьс€. ƒаже если ему уже за сорок, родители не могут освободитьс€ от мысли «я знаю, что дл€ теб€ лучше». ќни непроизвольно продолжают исполн€ть роль родителей, поэтому у них нет насто€щих отношений со своим взрослым ребенком. ќни определ€ют себ€ через эту роль и бессознательно бо€тс€ лишитьс€ этого отождествлени€, если перестанут быть родител€ми.  огда их желание контролировать своего взрослого ребенка или вли€ть на его действи€ встречает противодействие — как это обычно и бывает, — они начинают его или критиковать, или выражать неодобрение, или пытаютс€ заставить его почувствовать вину, — и все это в бессознательной попытке отсто€ть свою роль и свое отождествление. —о стороны это выгл€дит так, будто они про€вл€ют заботу о своем ребенке, в чем полностью уверены, но на самом деле озабочены лишь сохранением своего ролевого отождествлени€. Ћюба€ эготипическа€ мотиваци€ направлена на повышение собственной значимости. ќна сопровождаетс€ действи€ми в своих интересах, иногда умно замаскированными, причем даже от самого себ€, то есть от того, в ком это эго функционирует.

ћать и отец, отождествившиес€ с ролью родителей, могут пытатьс€ компенсировать собственную нецелостность через детей, направл€€ на них потребность родительского эго кем-нибудь манипулировать. »х целью становитс€ заставить детей испытывать чувство недостаточности, что €вл€етс€ обычным состо€нием родительского эго. ≈сли бы основна€ масса неосознаваемых родител€ми ожиданий и мотиваций, про€вл€ющихс€ на фоне нав€зчивой потребности манипулировать детьми, была осознана и озвучена, получилось бы что-то вроде: «я хочу, чтобы ты достиг того, чего не удалось достичь мне. я хочу, чтобы в глазах мира ты кем-нибудь стал, тогда через теб€ € тоже смогу кем-нибудь быть. Ќе лишай мен€ надежды. я стольким пожертвовал ради теб€. ÷ель моего недовольства в том, чтобы в тебе возникло чувство вины и дискомфорта, и чтобы ты, в конце концов, исполнил мои желани€. », бесспорно, € знаю, что дл€ теб€ будет лучше. я теб€ люблю, и буду любить дальше, если ты сделаешь то, что € считаю дл€ теб€ правильным».

¬оспринима€ подобные бессознательные мотивации сознательно, ты сразу же понимаешь, насколько они абсурдны. —то€щее за ними эго вместе со всеми его функциональными расстройствами становитс€ видимым. Ќекоторые родители, с кем мне доводилось разговаривать, внезапно приходили к пониманию: «Ѕог ты мой, неужели € делаю это?»  ак только ты начинаешь видеть то, что делаешь, или делал до сих пор, тебе сразу становитс€ очевидной тщетность такого образа действий, а заодно становитс€ видна и бессознательна€ модель поведени€, котора€ в результате ее осмыслени€ сама собой приходит к своему концу. ќсознанность — это сама€ мощна€ сила дл€ осуществлени€ перемен.

≈сли твои родители поступают с тобой подобным образом, не говори им, что они неосознанны и наход€тс€ в плену эго. Ёто сделает их еще более неосознанными, поскольку эго встанет на защиту своих позиций. “ебе достаточно признать, что в них есть эго, и что оно не €вл€етс€ тем, кто они есть. Ёготипические модели поведени€, даже застарелые, если ты не противодействуешь им внутренне, иногда раствор€ютс€ почти чудесным образом. ѕротиводействие только придает им новую силу. Ќо даже если они не раствор€ютс€, ты все равно можешь с сочувствием прин€ть поведение родителей. ” теб€ не будет необходимости реагировать на него, или, иначе говор€, его персонифицировать.

“акже осознавай собственные бессознательные предположени€ и ожидани€, сто€щие за прежними поведенческими реакци€ми. «–одители, наверно, одобр€т мои поступки. ќни должны понимать мен€ и считать тем, кто € есть». –азве? ѕочему они должны? ‘акт в том, что они не должны, потому что не могут. »х развивающеес€ сознание еще не совершило квантовый скачок на уровень осознанности. ќни еще не стали способными разотождествитьс€ со своей ролью. «ƒа, но пока € не получу их одобрени€ и понимани€, € не смогу быть счастливым и чувствовать себ€ комфортно по отношению к тому, кто € есть». –азве?  ак их одобрение или неодобрение может повли€ть на то, кто ты есть? ¬се эти неисследованные предположени€ вызывают многочисленные негативные эмоции, а также глубокое и совершенно ненужное чувство несчасть€.

Ѕудь бдителен. Ќе €вл€ютс€ ли пронос€щиес€ в твоем уме мысли внедренными в него мысл€ми твоих родителей, говоривших тебе, возможно, что-то типа: «“ы недостаточно хорош. “ы никогда ни в чем не сможешь стать значительным», или иными суждени€ми и ментальными установками? ≈сли в тебе есть осознанность, ты сможешь распознать голос у себ€ в голове и узнать его: стара€ иде€, обусловленна€ прошлым. ≈сли в тебе есть осознанность, тебе больше не нужно верить каждой приход€щей в голову мысли. Ёто всего лишь стара€ иде€, не более. ќсознанность — это ѕрисутствие, и только ѕрисутствие может растворить в тебе бессознательное прошлое.

–ам ƒасс сказал: «≈сли ты считаешь себ€ просветленным, пойди и поживи неделю с родител€ми». Ёто хороший совет. ќтношени€ с родител€ми — это не только исходные отношени€, задающие тон во всех остальных отношени€х, но также и хороша€ проверка твоей степени ѕрисутстви€. „ем больше у вас было прошлого, тем более присутствующим тебе нужно быть; в противном случае ты снова и снова будешь вынужден реанимировать это прошлое.


ќсознанное страдание

≈сли у теб€ есть маленькие дети, помогай им, наставл€й и защищай, как только можешь, но, что важнее, предоставь им простор — пространство дл€ того, чтобы быть. ќни пришли в этот мир через теб€, но они не «твои». ”беждение «я знаю, что дл€ теб€ лучше», может быть верным только когда они очень маленькие, но чем они старше, тем меньше в этом правды. „ем больше у теб€ ожиданий насчет того, как должна разворачиватьс€ их жизнь, тем глубже ты в уме. Ћучше будь дл€ них присутствующим. ¬ конце концов, они будут совершать ошибки, и, как все люди, будут в той или иной форме испытывать страдание. ¬ действительности, это будут ошибки только с твоей точки зрени€. “о, что тебе представл€етс€ ошибкой, может оказатьс€ именно тем, что твоим дет€м нужно сделать или испытать. ќказывай им такую помощь и давай столько наставлений, сколько в твоих силах, но имей в виду, что врем€ от времени тебе придетс€ позвол€ть им совершать ошибки, особенно когда они будут на пороге взрослости. »ногда ты также можешь позвол€ть им испытывать страдание. ќно может свалитьс€ на них как гром среди €сного неба, или стать следствием их собственных ошибок.

Ѕудет ли здорово, если ты сможешь уберечь их от страдани€? Ќет, не будет. “огда они не смогут развитьс€ как человеческие существа, и будут оставатьс€ мелкими, поверхностными, отождествленными со своим внешним видом и вещами. —традание ведет в глубину. ѕарадокс в том, что страдание исходит из отождествлени€ с формой, и оно же это отождествление разрушает. ћного страдани€ исходит от эго, но в конечном итоге, само страдание приводит к размыванию эго — если, конечно, ты настрадалс€ достаточно.

„еловечеству предначертано выйти за пределы страдани€, но не так, как думает эго. ќдной из многих ошибочных идей, ввод€щих в заблуждение, €вл€етс€ така€: «я не должен страдать». »ногда эта мысль переноситс€ на кого-нибудь из близких — «ћой ребенок не должен страдать». ¬ основе страдани€ лежит сама эта мысль. —традание имеет благородную цель: эволюцию сознани€ и сжигание эго. „еловек на кресте — это архетипический образ, это каждый мужчина и кажда€ женщина. —опротивл€€сь страданию, ты зат€гиваешь процесс, потому что сопротивление только наращивает эго, которое нужно сжечь.  огда же ты принимаешь страдание, то в результате того, что ты начинаешь страдать осознанно, то процесс ускор€етс€. “ы можешь прин€ть собственное страдание, или страдание кого-то другого, например, своего ребенка или родител€. ¬ самом осознанном страдании уже заложена трансформаци€. ќгонь страдани€ становитс€ светом сознани€.

Ёго говорит: «я не должен страдать». » сама эта мысль заставл€ет теб€ страдать намного больше. Ёто извращение истины, а истина всегда парадоксальна. ќна такова: чтобы выйти из страдани€, тебе прежде потребуетс€ в него войти, сказать ему «да».

 

ќставить сообщение

ѕри неоходимости мы св€жемс€ с ¬ами по E-mail
* - пол€ об€зательные дл€ заполнени€